четверг, 19 июня 2008 г.

Г. Дей и Р. Венсли (Day and Wensley, 1983) доказывают, что сдвиг парадигмы произошел в 1980-х гг.,

Г. Дей и Р. Венсли (Day and Wensley, 1983) доказывают, что сдвиг парадигмы произошел в 1980-х гг., когда произошло смещение основного внимания на стратегический маркетинг, изучающий долгосрочную конкуренцию, органическую теорию фирмы и участие маркетинга в организационных инновациях и адаптации. Развитие маркетинговой теории со стратегической ориентацией обеспечит лучшие объяснения и понимание, чем предыдущие подходы. Однако только 10 лет спустя, как заключает Г. Дей, вклад маркетинговых ученых в развитие, проверку и распространение стратегических теорий был завершен в течение прошлого десятилетия (Day, 1992). Если говорить о будущем теории маркетинга, отмечает он, то прогнозы не воодушевляют. Если теории стратегического маркетинга не могут даже воздействовать эффективно на стратегическое мышление, то, по всей видимости, у них мало шансов в будущем предоставить теоретическую базу для целой маркетинговой дисциплины. Исследование потребительского поведения занимает уникальное положение в развитии маркетинговой теории, согласно Г. Зальцману (Zaltman etal., 1973). Он доказывает, что, будучи в оппозиции к конфликтующим и частичным объяснениям теорий маркетинга в целом, сфера потребительского поведения сама по себе содержит несколько крупных теорий, обладающих ключом к разгадке потребительского поведения. Двадцать пять лет спустя, однако, все еще есть некоторые разногласия среди исследователей потребителей, которые, если что-нибудь в дальнейшем изменит их методики и ориентацию исследований, вряд ли придут к соглашению по поводу теорий или даже основных проблем. Более того, П. Андерсон (Anderson, 1994) утверждает, что действительно существуют намеки на маркетинговую теорию от исследователей потребительского поведения, но он не так оптимистично настроен в отношении их интерпретации. Исследование потребительского поведения предоставляет однозначные сведения о том, что маркетингу не хватает прогресса в разработке теории, что главным образом вызвано сущностью феномена, свойственного данной дисциплине (Anderson, 1994). Хотя исследование потребительского поведения вряд ли может предоставить базу для теории маркетинга, данная область, несомненно, обеспечила плодородную почву для применения и усовершенствования методов исследовательской техники, особенно из антропологии, семиотики и социологии (см.: Хиршман (Hirsh-тап), Холбрук, Майк (Mick), Белк (Belk), Файрат (Firat), Венкатеш), что также может внести огромный вклад в исследования других маркетинговых областей. Далеко не ясно, является ли маркетинг отношений единой парадигмой (Mat-tson, 1997). Один источник идентифицирует по крайней мере 36 различных определений этой области исследований (Harker, 1998). Тем не менее некоторые из ведущих маркетинговых теоретиков (Шет, Хант, Вебстер) с энтузиазмом приняли новую парадигму, которая основывается на Северной школе промышленного маркетинга и маркетинга услуг. Возможно, как они надеются, эта парадигма сможет обеспечить потенциал для развития унифицированной общей теории маркетинга, выходящей за пределы представления о маркетинге как об обменном процессе. моторный завод

Комментариев нет: